Неточные совпадения
3) Великанов, Иван Матвеевич. Обложил в свою пользу жителей данью по три копейки с
души, предварительно утопив в реке экономии директора. Перебил в кровь многих капитан-исправников. В 1740 году, в царствование кроткия Елисавет, был уличен в любовной
связи с Авдотьей Лопухиной, бит кнутом и, по урезании языка, сослан в заточение в чердынский острог.
— Входить во все подробности твоих чувств я не имею права и вообще считаю это бесполезным и даже вредным, — начал Алексей Александрович. — Копаясь в своей
душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. Твои чувства — это дело твоей совести; но я обязан пред тобою, пред собой и пред Богом указать тебе твои обязанности. Жизнь наша связана, и связана не людьми, а Богом. Разорвать эту
связь может только преступление, и преступление этого рода влечет за собой тяжелую кару.
В других домах рассказывалось это несколько иначе: что у Чичикова нет вовсе никакой жены, но что он, как человек тонкий и действующий наверняка, предпринял, с тем чтобы получить руку дочери, начать дело с матери и имел с нею сердечную тайную
связь, и что потом сделал декларацию насчет руки дочери; но мать, испугавшись, чтобы не совершилось преступление, противное религии, и чувствуя в
душе угрызение совести, отказала наотрез, и что вот потому Чичиков решился на похищение.
Конек его был блестящие
связи, которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости, на которых он в
душе сердился за то, что они далеко ушли в чинах, а он навсегда остался отставным поручиком гвардии.
Вообще не любя «разговоров по
душе», «о
душе», — Самгин находил их особенно неуместными с Варварой, будучи почти уверен, что хотя
связь с нею и приятна, но не может быть ни длительной, ни прочной.
— Весьма сожалею, что Николай Михайловский и вообще наши «страха ради иудейска» стесняются признать духовную
связь народничества со славянофильством. Ничего не значит, что славянофилы — баре, Радищев, Герцен, Бакунин — да мало ли? — тоже баре. А ведь именно славянофилы осветили подлинное своеобразие русского народа. Народ чувствуется и понимается не сквозь цифры земско-статистических сборников, а сквозь фольклор, — Киреевский, Афанасьев, Сахаров, Снегирев, вот кто учит слышать
душу народа!
Другие гости заходили нечасто, на минуту, как первые три гостя; с ними со всеми все более и более порывались живые
связи. Обломов иногда интересовался какой-нибудь новостью, пятиминутным разговором, потом, удовлетворенный этим, молчал. Им надо было платить взаимностью, принимать участие в том, что их интересовало. Они купались в людской толпе; всякий понимал жизнь по-своему, как не хотел понимать ее Обломов, а они путали в нее и его: все это не нравилось ему, отталкивало его, было ему не по
душе.
Но Россия новая, грядущая имеет
связь с другими, глубокими началами народной жизни, с
душой России, и потому Россия не может погибнуть.
В житомирской гимназии мне пришлось пробыть только два года, и потом завязавшиеся здесь школьные
связи были оборваны. Только одна из них оставила во мне более глубокое воспоминание, сложное и несколько грустное, но и до сих пор еще живое в моей
душе.
В
связи с описанной сценой мне вспоминается вечер, когда я сидел на нашем крыльце, глядел на небо и «думал без слов» обо всем происходящем… Мыслей словами, обобщений, ясных выводов не было… «Щось буде» развертывалось в
душе вереницей образов… Разбитая «фигура»… мужики Коляновской, мужики Дешерта… его бессильное бешенство… спокойная уверенность отца. Все это в конце концов по странной логике образов слилось в одно сильное ощущение, до того определенное и ясное, что и до сих пор еще оно стоит в моей памяти.
В следующем своем замечательном романе «La bas» Гюисманс исследует современный сатанизм в
связи с сатанизмом средневековым, описывает черную мессу; но там уже чувствуется под сатанистскими разговорами и экспериментами его благочестивая католическая
душа, чуждая активно-волевого демонизма.
Вещайте, как
душа действует на
душу, какая есть
связь между умами?
Когда же я узрел, что вы в суждениях ваших вождаетесь рассудком, то предложил вам
связь понятий, ведущих к познанию бога; уверен во внутренности сердца моего, что всещедрому отцу приятнее зрети две непорочные
души, в коих светильник познаний не предрассудком возжигается, но что они сами возносятся к начальному огню на возгорение.
— Даром деньги на франкировку письма истратили. Гм… по крайней мере простодушны и искренны, а сие похвально! Гм… генерала же Епанчина знаем-с, собственно потому, что человек общеизвестный; да и покойного господина Павлищева, который вас в Швейцарии содержал, тоже знавали-с, если только это был Николай Андреевич Павлищев, потому что их два двоюродные брата. Другой доселе в Крыму, а Николай Андреевич, покойник, был человек почтенный и при
связях, и четыре тысячи
душ в свое время имели-с…
Проделывая без увлечения, по давнишней привычке, разные шассе, круазе, шен и балянсе, Александров все время ловил поневоле случайные отрывки из той чепухи, которую уверенной, громкой скороговоркой нес Жданов: о фатализме, о звездах, духах и духах, о Царь-пушке, о цыганке-гадалке, о липком пластыре, о канарейках, об антоновских яблоках, о лунатиках, о Наполеоне, о значении цветов и красок, о пострижении в монахи, об ангорских кошках, о переселении
душ и так далее без начала, без конца и без всякой
связи.
(У самого генерал-лейтенанта было всего только полтораста
душ и жалованье, кроме того знатность и
связи; а всё богатство и Скворешники принадлежали Варваре Петровне, единственной дочери одного очень богатого откупщика.)
Про Кармазинова рассказывали, что он дорожит
связями своими с сильными людьми и с обществом высшим чуть не больше
души своей.
Ибо человек, будучи одинаково причастен духа божия и стихийной натуры мира и находясь свободною
душою своею посреди сих двух начал, как некая
связь их и проводник действия божия в мире, тем самым имел роковую возможность разъединить их, уклонившись от божественного начала и перестав проводить его в натуру.
Иудушка тоже не понимал. Он не понимал, что открывавшаяся перед его глазами могила уносила последнюю
связь его с живым миром, последнее живое существо, с которым он мог делить прах, наполнявший его. И что отныне этот прах, не находя истока, будет накопляться в нем до тех пор, пока окончательно не
задушит его.
Написав эти строки, он поглядел на них, прищурясь, с тоскою чувствуя, что слова, как всегда, укоротили, обесцветили мысли, мучившие его, и задумался о тайном смысле слов, порою неожиданно открывавших пред ним свои ёмкие
души и странные
связи свои друг с другом.
К осени воротились молодые Багровы в Уфу. Старик Зубин был уже очень плох, и чудесное восстановление здоровья дочери не произвело на него никакого впечатления. Все было кончено для него на земле, все
связи расторгнуты, все жизненные нити оборваны, и едва только держалась
душа в разрушенном теле.
— Мне, сказать откровенно, — начал председатель несколько таинственно, — этот господин подозрителен: он или промотался, или в
связях с полицией, или сам под надзором полиции. Помилуйте, тащится девятьсот верст на выборы, имея три тысячи
душ!
Сгорая нетерпением познакомиться с моими новыми родственниками,
душа моя воспарила в Петербург. Но тут, я должен сознаться, воспоминания мои уже теряют свою последовательность и представляются в форме отрывков, лишенных строгой органической
связи.
Но меня того, которого она знала, который угадал бы ее приезд и пошел бы ей навстречу, не было. Живая
связь невысказанного взаимного понимания между нами прекратилась как прекратилась она с товарищеской средой. Правда, воспоминание о ней лежало где-то глубоко, на дне
души, вместе с другими, все еще дорогими образами. Но я чувствовал, что это только до времени, что настанет минута, когда и эти представления станут на суд моего нового настроения…
Но вот наступила великая японская война. Посетители Гамбринуса зажили ускоренною жизнью. На бочонках появились газеты, по вечерам спорили о войне. Самые мирные, простые люди обратились в политиков и стратегов, но каждый из них в глубине
души трепетал если не за себя, то за брата или, что еще вернее, за близкого товарища: в эти дни ясно сказалась та незаметная и крепкая
связь, которая спаивает людей, долго разделявших труд, опасность и ежедневную близость к смерти.
Если
душа занимает определённое местечко в теле, то, разумеется, она материальна; если она какими-нибудь внешними
связями соединяется с телом, — опять то же неизбежное следствие.
Посредством каких
связей передаётся
душе боль, причинённая телу?
Им несомненно утверждается та истина, что
душа не внешней
связью соединяется с телом, не случайно в него положена, не уголок какой-нибудь занимает в нём, — а сливается с ним необходимо, прочно и неразрывно, проникает его всё и повсюду так, что без неё, без этой силы одушевляющей, невозможно вообразить себе живой человеческий организм <и наоборот>.
Он был когда-то блестящим молодым человеком, с лицейским образованием, с большими
связями и великолепной карьерой впереди, и прекрасно танцевал на настоящих светских балах, обожал актрис из французской оперетки и новодеревенских цыганок, пил шампанское, по его словам, как крокодил, и был
душой общества.
Вследствие всего этого на миру «жить стало не можно». «Вместе отец с сыном, обнявши, погибнет». Общественные
связи нарушены. Приходится
душу блюсти в одиночку, вразброд. Победа «слугам антихриста» почти обеспечена. Бросил Яшка семью, бросил хозяйство, бросил все, чем наполнялась его труженическая земледельческая жизнь, и теперь он один во власти «беззаконников».
Я порывал таким образом живую
связь с
душою человека, я перестал тревожиться бедствиями своих собратий, перестал отыскивать возможность облегчить их.
Мой бедный друг! Как приуныл,
Да что ж могло с тобой случиться?
Ах помню! видишь ли, я правду говорил!
Из благодарности однако умоляю,
Старинную припомня
связь,
Умерь себя, ко мне сегодня будет князь,
Хоть нонче помолчи, его я обыграю,
А завтра делай с ним, чего
душаПопросит…
Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим творческим чувством, обобщает в
душе своей частные явления, создает одно стройное целое из разрозненных черт, находит живую
связь и последовательность в бессвязных, по-видимому, явлениях, сливает и переработывает в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой действительности.
И поняла Елена, что невозможно ей жить со всем этим темным на
душе. Она думала: «Можно ли жить, когда есть грубые и грязные мысли? Пусть они и не мои, не во мне зародились, — но разве не моими стали эти мысли, как только я узнала их? И не все ли на свете мое, и не все ли связано неразрывными
связями?
Один доказывает нам, что нет тела, другой — что нет
души, третий — что между
душой и телом нет
связи, четвертый — что человек животное, пятый — что бог только зеркало.
Очевидна
связь, в которой находится здесь метафизическое отрицание тела с учением о перевоплощении, в котором отрицается индивидуальность тела, навеки связанного с данной
душой.
Реальность этой
связи между образом и Первообразом отмечена той чертой библейского повествования, что Бог вдунул
душу в человека, следовательно, при этом произошло некоторое исхождение Божества, род творческой эманации.
Следует ведь сказать, что жизнь в теле сама по себе есть зло, но через добродетель доставляется благо
душой, не утверждающейся в сложности своей, но уже разделяющей эту
связь» (Enn. I, lib. VII, cap. III).
И вдруг перед самым тем часом, как должна она разорвать навсегда сердечные с ним
связи, воскресла в ее
душе прежняя любовь.
Еще крепче эта таинственная, живая
связь у людей друг с другом. Наружно они сообщаются словами, но
души их, помимо слов, все время соприкасаются в каком-то другом общении, неизмеримо более глубоком, тесном и правдивом.
Нет в отъединенной
душе их живого чувствования мира,
связи с жизнью оборваны.
Вот и Борис Друбецкой в «Войне и мире». Яркая, радостная жизнь широко раскрыта перед ним. Но он отворачивается от нее. Все живые движения
души у него на узде. Никогда он не забудется, никогда вольно не отдастся жизни. Холодно и расчетливо он пользуется ею исключительно для устройства карьеры. Для карьеры вступает в
связь с красавицею Элен, порывает с Наташей, женится на богачке Жюли.
Связи с широкою и таинственною жизнью мира в
душе человека нет. Нет также в его
душе и естественной
связи с другими людьми, с человечеством. Труднее всего для этого человека-одиночки вообразить, как можно из себя любить людей или даже просто «быть благородным».
Если есть в
душе жизнь, если есть в ней, в той или другой форме, живое ощущение
связи с общею жизнью, то странная перемена происходит в смерти, и рассеивается окутывающий ее ужас.
То, что мы считаем себя отдельными существами, происходит оттого, что покрывало Майи ослепляет наши глаза и мешает нам видеть неразрывную
связь с нашими ближними, мешает нам проследить наше единство с
душами других существ.
Без всяких оговорок и смятенья, порывисто, со слезами в голосе, он раскрыл ему свою
душу, рассказал про все — сделку с совестью,
связь с чужой женой, разрыв, встречу с чудной девушкой и ее смерть, про поворот к простой мужицкой вере и бессилие свое найти ее, про то чувство, с каким приехал в Кладенец.
Ни разу не начала она с ним говорить о своей
душе, на чем держится ее жизнь, есть ли у нее какой-нибудь «закон» — глупый или умный, к какому исходу вести житейскую ладью, во что выработать себя — в женщину ли с правилами и упованиями или просто в бабенку, не знающую ничего, кроме своей утехи: будь то
связь, кутеж, франтовство или другая какая блажь.
Правда, я мало бывал в парижских семейных домах, но знавал и артисток и тех девиц, с которыми ходил на курсы декламации. А в Латинском квартале, в театрах, на балах, в студенческих кафе и ресторанах бывал окружен молодыми женщинами, очень доступными, часто хорошенькими и, главное, забавными. Но я боялся, как огня, того, что французы зовут"collage", легкой
связи, и ушел от нее в целых четыре парижских сезона оттого, вероятно, что все эти легкие девицы ничего не говорили моей
душе.
Волга и нижегородская историческая старина, сохранившаяся в тамошнем кремле, заложили в
душу будущего писателя чувство
связи с родиной, ее живописными сторонами, ее тихой и истовой величавостью. Это сделалось само собою, без всяких особых «развиваний». Ни домашние, ни в гимназии учителя, ни гувернеры никогда не водили нас по древним урочищам Нижнего, его церквам и башням с целью разъяснять нам, укреплять патриотическое или художественное чувство к родной стороне. Это сложилось само собою.
А в Герцене я видел вовсе не представителя поколения"отцов", а старшего собрата, с такой живостью и прямотой всех проявлений его ума,
души, юмора, какая является только в беседе с близким единомышленником, хотя у меня с ним до того и не было никакой особенной
связи.